Главная / Гражданское право / Франшиза в бизнесе: что это такое и как работает?

Франшиза в бизнесе: что это такое и как работает?

Спрашивает Игорь О, 37 лет (г. Омск)

Здравствуйте! Я начинающий предприниматель и хочу начать свое дело вместе с приятелем. Он уговаривает меня открыть точку в ТЦ и работать по франшизе известной кофейной марки. Подскажите, насколько это стоящее дело и самое важное – какие подводные камни здесь могут быть с юридической стороны? Спасибо

 

Здравствуйте, Игорь! Термин «франшиза» хорошо известен современным представителям бизнеса. Возможность запустить собственное дело с нуля, но под торговым знаком известного бренда, привлекает многих предпринимателей. Но перед выбором этого направления коммерческой деятельности стоит разобраться в том, что собой представляет франшиза и как она работает.

Франшиза и особенности ее работы

Франшиза, что в переводе с французского означает «льгота» – это модель сотрудничества между двумя предпринимателями.

Один из них (франчайзи) приобретает у другого (франчайзера) схему и план ведения бизнеса, а также полный комплект рекламных и других материалов для работы. Такая схема взаимодействия получила название «франчайзинг»

Заключая договор коммерческой концессии, которая в России обычно регулирует франчайзинговые взаимоотношения, покупатель франшизы получает:

  • Право работать под определенной (как правило, раскрученной) торговой маркой.
  • Возможность использовать фирменный стиль и деловую репутацию правообладателя франшизы (то есть ее продавца).
  • Полностью разработанную концепцию: технологию, рецептуру, рабочие процессы.
  • Всестороннюю поддержку партнера, которая поможет наладить новый бизнес и сделать его прибыльным.

За возможность использования товарного знака, а также обучение, консультирование, поставки рекламно-сувенирной продукции и прочие блага франчайзи регулярно выплачивает франчайзеру роялти. Так называется периодический платеж, который может перечисляться ежемесячно либо ежеквартально. Кроме того, в начале работы уплачивается паушальный взнос – единовременное вознаграждение за право войти во франчайзинговую сеть.

Другими словами, франчайзи владеет собственным бизнесом и получает он него прибыль, но при этом использует чужие разработки. Конечно, открыть такое дело (своего рода филиал) легче, чем начать работать с нуля.

Однако в любом случае начинающему предпринимателю потребуется стартовый капитал. Помимо прочих расходов, придется регулярно платить франчайзеру, а бизнес по франшизе известного бренда – дорогое удовольствие. Не обойтись и без предпринимательской жилки, ведь при ее отсутствии можно развалить даже раскрученный бизнес.

Преимущества и недостатки франшизы в бизнесе

Продажа делового опыта и технологий хорошо себя зарекомендовала во многих странах мира. Так, в США по данной схеме успешно работают две трети фирм.

В России подобных объемов пока нет, но популярность ведения бизнеса по франшизе постепенно возрастает по следующим причинам:

  1. Как правило, это самый бюджетный вариант организации собственного дела. Новичку не надо с нуля разрабатывать собственный стиль, сайт, маркетинговые предложения.
  2. Старт обещает быть достаточно удачным. Присоединение к известному бренду благоприятно сказывается на потоке клиентов, поэтому практически сразу после открытия можно ждать первых доходов.
  3. Благодаря поддержке опытного партнера риски для молодого предпринимателя снижаются. Франчайзи может обращаться к продавцу франшизы за консультацией, пользоваться услугами его поставщиков и получать другие блага. Например, крупные поставщики обычно предоставляют региональным партнерам франчайзинговых компаний льготные условия.
  4. Обязанности сторон и все затраты покупателя прописываются в договоре. Предприниматель сразу видит, во что ему обойдется сотрудничество с более известными коллегами и какой профит он от этого получит.
  5. Нет необходимости тратиться на рекламу: предоставление маркетинговых инструментов входит в состав комплексного пакета услуг.

Но идеальных схем функционирования бизнеса не существует, и у франшизы тоже есть недостатки. Вот несколько основных минусов, которые необходимо учесть:

  • Высокие размеры паушального взноса и периодических платежей-роялти окупают себя далеко не во всех случаях.
  • За досрочный отказ от сотрудничества предусматриваются довольно жесткие штрафные санкции, так что стоит внимательно читать договор.
  • Покупка франшизы не гарантирует, что бизнес останется на плаву. Если франчайзи окажется в предбанкротном состоянии – ему никто не будет помогать.
  • В ситуации, когда франчайзера не устраивает работа подопечного предприятия, он может в одностороннем порядке расторгнуть соглашение.

Но главный недостаток – достаточно серьезная зависимость от франчайзера. К примеру, если бизнесмен открыл магазин по торговой франшизе, ему могут запретить продавать продукцию не от головного предприятия. Франчайзи придется действовать в строгом соответствии с инструкциями и правилами, которые приняты в продавшей франшизу компании

Особенно высокие требования к партнерам предъявляются в таких знаменитых компаниях, как McDonalds. Франчайзи в этой корпорации полностью зависят от решений руководящего состава, будь то дизайн интерьера или участие в общественных мероприятиях. «Макдональдс» обязывает партнеров поддерживать командный дух внутри компании, постоянно вкладывать в свое дело силы и средства, заниматься благотворительностью. Однако, по отзывам бизнесменов, результат сотрудничества стоит затрачиваемых усилий.

Сколько стоит франшиза?

Стоимость франшизы в бизнесе зависит от того, в какой отрасли и под покровительством какой компании бизнесмен хочет работать. Так, минимальный размер вложений для начала сотрудничества с «Макдональдс» составляет около 800 000 долларов. Но в России есть и немало проектов с довольно низким порогом входа. Например, франшиза от известного туроператора Coral Travel стоит в пределах 36 000 руб. (+ роялти от 6 000 до 18 000 в месяц). Покупка франшизы в частной стартап-школе для подростков «Наследие 21 века» обойдется в сумму от 80 000 до 100 000 руб.

Таким образом, для многих бизнесменов покупка франшизы – это удобно и выгодно. Но для успешного развития компании придется много трудиться. Ведь при отсутствии целеустремленности и грамотного подхода даже рабочий бизнес не будет приносить дохода.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять